• Путешествие по Волоколамскому району Подмосковья

    Вход в Иосифо-Волоколамский монастырь

    Лето вспомнило о своих правах и обязанностях и, наконец, после мучительных холодных мокрых дней преподнесло арбатцам хорошую солнечную погоду в день проведения последней летней экскурсии по Подмосковью. Члены Общества инвалидов, ряд которых посещают заседания и мероприятия Клуба «Зелёная лампа Арбата», отправились в ранее запланированное увлекательнейшее путешествие по историческим достопримечательностям Волоколамского района.

    Старейший город Московской области (по преданиям он старше Москвы на двенадцать лет) интересен многими объектами культурного наследия, но, несомненно, отдаётся дань существующего на месте славянского городища Кремлю. Возвышающиеся над городом сохранившиеся величественные постройки храмов, обрамлённые великолепной оградой с башнями, сохранившиеся защитные валы, всё это производит неизгладимое впечатление. Ещё больший интерес вызвал расположенный в Никольском соборе краеведческий музей. Храм возведён в 1853-62 годах в память о погибших в Крымской войне воинах. Оформлен в «древнерусском» стиле; имеет свою нелегкую историю; в тридцатые годы был закрыт, во время последней войны служил лагерем для пленных немцев, затем долгое время оставался заброшенным, и лишь в 1989 году в нём открыли музейно-выставочный комплекс. Надо отметить, что музей удачно скомпанован, расположен на двух уровнях удачно вписанных в здание храма. Заслугой местных археологов, краеведов явилось представление экспонатов найденных на территории края: бивень и ребро мамонта, кости шерстистого носорога; находки кладов железного и более поздних веков. Интересны височные кольца, принадлежащих племенам вятичей, кривичей, новгородских славян; печати князей, украшения их жён. Расширяют представления о прошлом края тщательно выполненные макеты городищ небольших поселений, Волоколамского Кремля; старинные струги и т.д. Продемонстрированы пути и способы «перетаскивания» торговых лодок новгородцев из реки Ламы в реку Волошено, впадающую в Рузу, затем путь шёл в Москву-реку, Оку и далее.

    Уделено в музее внимание подвигу жителей района во время Второй Мировой войны, трудовым подвигам в последующие времена.

    На территории Кремля сохранился старинный Воскресенский собор, сооруженный в конце XV века (примерно в 1480-х годах). Возведенный из мячковского белого камня, несмотря на многочисленные утраты, Собор и сейчас радует глаз; пристроенная к нему колокольня позволяет верующим, многочисленным туристам любоваться с её высоты панорамой города и окружающими красотами. Заглянули мы и в художественную галерею, где представлены работы местных художников, скульпторов, вышивальщиков и др. Нужно отметить весьма высокий уровень многих работ, достойных быть представленными на художественных выставках иного масштаба.

    Закончив осмотр Кремля, налюбовавшись приметами старины, отправились в новый путь. Миновав фигуру князя Владимира Красное солнышко, охраняющего город, проехав по улицам города, ещё сохраняющие местами старинные дома, частные сады и огороды, взяли курс к ещё одной достопримечательности края – Иосифо-Волоколамскому монастырю.

    В конце пятнадцатого века (1479г.) преподобный Иосиф основал в селе Теряево мужской монастырь во имя Успения Божией Матери. На долю монастыря выпадали годы лихолетья, годы благополучного процветания, отторжения от церковного служения, возвращения в 1989 г. Русской Православной Церкви. В наши дни перед верующими, туристами предстаёт во всей красе возрождаемый комплекс церковной обители. Встречает приезжающих прекрасная в своей красоте надвратная церковь Святых Петра и Павда (1679 г.) с потрясающими изразцами работы Степана Полубеса. Далее следуют Трапезная палата с церковью Богоявления Господня (1504 г), церковь Иконы Божией Матери Одигитрии. Красой и центром монастыря, конечно, является соборный Храм во имя Успения Божией Матери, сооруженный в 1688-1896 гг. на месте ранее поставленной в XY веке церкви. Величественный Храм, выстроенный в стиле московского барокко, поражает монументальностью, красотой внутреннего убранства, ажурным иконостасом, наличием святых икон. Верующие припадают не только к этим святыням, но и к веригам преподобного Иосифа, к раке с его мощами. Мы смогли увидеть не только Храмы, но и настоятельский корпус, братские кельи, старый келарский корпус, певческий корпус, хозяйские постройки. Поражает величина монастырской территории, обнесенной мощными восстановленными стенами с башнями. На месте, рядом, с до сих пор не восстановленной колокольней, путешественники смогли набрать «святую» воду.

    Сейчас и территория монастыря, его церкви и хозяйственные постройки восстанавливаются, реставрируются; примечательна огромная рекламная доска, оповещающая о том, что работы проводятся с участием партии «Единая Россия».

    Глядя на великолепно ухоженные цветники, огороды, невольно приходили на память годы былого величия монастыря, когда его посещали не только простолюдины, но великие князья, монархи; монастырь был богатым землевладельцем, сельскохозяйственным феодалом, имел свои подворья в Москве. Славен был монастырь своей библиотекой, хранившей старинные книги, рукописи, акты, жалованные грамоты; предметами старины. Вместе с тем, монастырь служил местом заточения достаточного количества весьма известных исторических лиц – Максим Грек, князь Василий Патрикеев-Косой, царь Василий Шуйский, митрополит Даииил, Малюта Скуратов, многие другие «враги государевы». Находились здесь в начале XYII века польские военнопленные, французские военнопленные во время войны 1812 года; во время Второй мировой войны ненадолго пребывали здесь немецкие оккупанты. В годы Советской власти после закрытия монастыря на его территории располагались детский дом, школа.

    Ознакомившись с православным ставропигиальным общежительным монастырём, миновав памятник преподобному Иосифу, продолжили путешествие по земле Волоцкой. Оказались мы на родовых землях преподобного Иосифа (Иоанна Савина), пожалованных в своё время благоверным князем Дмитрием его прадеду Сане (Александру); село в честь Спиридона Тримифунтского носило название Спирово. Именно там, в конце XY - начале XYI веков преподобный Иосиф устроил небольшой (на 12 человек) Божедомный монастырь с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Традиционно подобного рода монастыри устраивали для свершения Таинств Святой Церкви при погребении бездомных, нищих, утопших, погибших от насильственной смерти, казненных. Голод 1570 года привёл к гибели практически всех иноков; обитель опустела; службы пришлось прекратить, Введенский храм стал приходским села Спирово. В начале Х1Х века деревянный храм был заменён на каменный; разросшийся приход позволил себе эти траты. Практически Введенский храм села Спирово не закрывался, богослужения продолжались в лихие атеистические годы; само же село в 1950-60-е было уничтожено как неперспективное. Храм с иконами со Святой Горы Афон, иконой преподобного Серафима Саровского, чудотворной иконой Святителя Николая Мирликийского существует и поныне; проводятся крестные ходы в Иосифо-Волоцкий монастырь с принесением туда чудотворной иконы Св. Николая. Вблизи Храма находится святой источник с купальней, в воды которой погрузились двое наших храбрых экскурсантов (холодная купель не охладила их энтузиазм). Поскольку больше смельчаков не оказалось, мы вновь отправились в путь.

    Нам предстояло посетить Ярополец, широко известный своими двумя усадьбами - усадьбами Гончаровых и Чернышевых. Прослеживать историю владения, полученного в XYII веке гетманом П.Д. Дорошенко, весьма сложно и поучительно, поскольку при этом возникает большое количество имён и фамилий, известных в политической жизни страны, её культурной жизни. Великолепный ансамбль яропольского имения Гончаровых появившийся во времена Загряжских (Наталия Загряжская – тёща А. Пушкина), поражает одновременно и своей масштабностью и своей камерностью. К сожалению, не смотря на то, что когда-то была проведена «реставрация», состояние усадебных построек явно оставляет желать лучшего. Обитатели Дома отдыха МАИ в общем-то не очень пекутся о сохранности помещений дома, где дважды бывал поэт, многие другие исторические персоны. Восстановленная Предтеченская церковь (1755 г.) так же производит грустное впечатление.

    Более печален был вид усадьбы Чернышевых. Усадьба, парк, вид которых, убранство сравнивали с лучшими домами Европы, места, где в 1775 году гостила Екатерина II, теперь находятся в столь неприглядном состоянии, что допуск к ним запрещён (всё огорожено заборами). Не доступен для посещений уникальный Храм Казанской Иконы Божией Матери. Грустно всё; больно и обидно за то, что шедевры отечественной архитектуры безвозвратно погибают на наших глазах…

    Не следует полагать, что минорное настроение доминировало во время путешествия; отнюдь нет – радость познания новых мест, новых впечатлений превалировали у наших экскурсантов. Слова благодарности звучали и постоянно продолжают звучать в адрес неутомимого организатора Елены Петровны Малышевой – ведь именно ей приходится с невероятными усилиями воплощать в жизнь наши многочисленные пожелания, рекомендации. Сейчас же вновь появляются для обсуждения новые планы на будущие путешествия в историю Москвы и Московской области.

    Все фото, см. - Путешествие по Волоколамскому краю. Фоторепортаж Валерии Португаловой

    Reply Follow