• "Зелёная лампа Арбата" в Государственном литературном музее

    В июне 2017 года члены Клуба "Зелёная лампа Арбата" побывали на ряде встреч в Государственном литературном музее. 14 июня в Доме И.С. Остроухова в Трубниковском переулке прошла презентация небезынтересной книги «Н.А. Добролюбов: разночинец между духом и плотью». Властитель дум не одного поколения девятнадцатого века литературный критик, снискавший славу «мученика режима и главы литературы», Добролюбов надолго вошел в школьные программы советского периода; в настоящие времена имя автора статьи «Луч света в тёмном царстве» также появляется в литературных анналах. Историк литературы Алексей Вдовин на основе тщательного изучения архивных данных, личной переписки молодого человека, воссоздал совершенно неожиданный образ во многом противоречивой страстной личности. Автор новой монографии уделяет внимание и тщательному разбору статей Н.А. Добролюбова, тем самым пытаясь переосмыслить творчество критика, а также созданные о нём мифы, как «о революционере, подготовившем почву для Октября 1917 года». Среди участников презентации упомянем Д. Бака, А. Немзера.

    В рамках программ выставки «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990-2000-е» 16 июня прошел круглый стол, собравший немалый состав участников обсуждения событий, хронологии прошлых времен, оставивших большой след в культурной жизни страны. Среди выступавших звучали голоса Сергея Дмитриенко, Даниила Фазова, Михаила Айзенберга, Елены Пахомовой, Евгения Бунимовича; руководителем Стола был Дмитрий Бак. Великолепно подготовленные хронологические материалы прежних событий, начиная с 1989 года, (выход первых самиздатовских номеров, создание новых издательств, проведение первых фестивалей поэзии, появление новых поэтических имён, и т.п., и т.п.) предоставили возможность неискушенным участникам собрания понять и оценить сдвиги в мышлении прошлых поколений.

    Открытая до 11 сентября 2017 года выставка «Литературная Атлантида» освещает события литературной жизни 1990-2000 годов; времена, когда постоянно возникали новые литературные сообщества, появились новые литературные площадки (клубы, библиотеки, кафе, книжные магазины…); людям казалось, что их охватывает, объединяет забытое доселе чувство свободы. Обрели право голоса авторы, ранее публиковавшиеся за рубежом, в самиздате. Кураторы выставки, представляя зрителю книги, периодические издания, афиши, фотографии, видеозаписи поэтических вечеров прошедших памятных времён, открывают тем самым почти неизвестную, канувшую в пучину времени «Атлантиду» литературной эпохи (1990-2000-е).

    Валерия Португалова


    Ответить Подписаться