• "Оттепель" и «Метафизические прозрения» Джорджо де Кирико в Третьяковке

    Среди членов Клуба "Зелёная лампа Арбата" оказалось несколько человек, которым, в силу тех или иных обстоятельств, не удалось в начале весны посетить в Третьяковской галерее на Крымском валу знаковую выставку «Оттепель». Поэтому небольшая группа энтузиастов отправилась в просторные залы Третьяковки чтобы, по мере возможности, понять и осознать неоднозначные изменения в обществе, происходившие в стране с 1955 по 1968 годов. Мы застали те времена, мы жили в них, но каждый из нас по-своему трактовал свершавшиеся перемены в окружающем мире; кстати, порой многие вообще ничего не замечали, не ощущали течения ветра перемен. Масштабная выставка, состоявшая из семи тематических разделов, предоставила возможность взглянуть на прежний мир с новых, современных, позиций.

    Начинается экспозиция с раздела «Разговор с отцом», в котором поднята тема правдивого отражения событий прошедшей войны и тема репрессий. Представленные произведения живописи, графики, скульптуры, предметы быта, производственный дизайн, лозунги и плакаты, кадры хроники и художественных фильмов, данные о технических достижениях науки и производства, книжные издания прошлых лет – все они позволили донести до зрителя следующих шести разделов: “ Атом-Космос“, “Новый быт“, “Международные отношения“, “Лучший город Земли“, “Освоение“, “В коммунизм!“. Большинство представленных разделов было оформлено с большим тактом, без явного пропагандистского пафоса и назидательства. Все члены нашей небольшой экскурсионной группы остались довольны знакомством с представленными материалами, позволившими вернуться в годы детства и юности.

    В этот же день мы воспользовались возможностью ознакомиться с творчеством практически большинству незнакомого итальянского живописца, поэта, сценографа, скульптора, крупнейшего мастеров авангарда ХХ столетия, предшественника сюрреализма, основателя движения «Метафизическая живопись», - Джорджио де Кирико (1888-1978). Поражающий своей масштабностью совместный проект Третьяковской галереи, итальянского Фонда Джорджио и Изы де Кирико с привлечением музеев всего мира (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Нового и Современного Искусства Тренто и Реверето, Национальная галерея современного искусства в Риме, Центр Помпиду, Музей Виктории и Альберта в Лондоне) осветил творческую многогранность художника.

    На экспозиции можно было проследить пути становления метафизической живописи де Кирико, его трактовки метафизики как исследования первоначальных законов бытия, расположенных за пределами эмпирического опыта. В свои исканиях художник, философ постоянно обращался к творчеству Фридриха Ницше; занимался интерпретацией античности, многочисленными мифологическим сюжетами. О следующих этапах творчества писали: «Возврат к классике он отождествлял с восстановлением духовных ценностей, утраченных как в искусстве, так и общественной жизни». Ряд экспонируемых автопортретов демонстрирует связь мастера с работами великих итальянцев средневековья. Скульптурные группы, графические работы также в полной мере отражают философские искания автора. О многом можно узнать, обратив внимание на литературное творчество де Кирико. Несомненно, великолепен раздел, посвященный театральным работам маэстро, выполнявшего костюмы для антреприз Сергея Дягилева и других театральных коллективов. Устроители выставки остановили наше внимание и на позднем творчестве художника, когда он пришел к переосмыслению ранних тем, сюжетов, добавляя к ним новые детали. Последние творческие искания многоликого автора рассматриваются как проявления постмодернизма. Представленный фильм о жизни и творчестве Джорджо де Кирико позволил более углубленно понять его необычное для рядового зрителя творчество.

    На огромных выставочных пространствах Центрального Дома Художников мы смогли ознакомиться с ежегодным отчётом о творчестве московских художников. Перечислять многообразие жанров, представленных устроителями экспозиции трудно: это и живопись, и графика, плакаты, книжных иллюстрации, гобелены, костюмы, эмали, скульптуры разных форм… Великолепие и разнообразие представленных видов декоративно-прикладного искусства подтверждает наличие в нашем искусстве интересных творческих личностей. Последнее даёт надежду, что и в последующие времена мы сможем увидеть работы этих и других, новых, авторов в залах прославленного ЦДХ.

    Валерия Португалова


    Ответить Подписаться