• "Зелёная лампа". Июньские заметки

    Лето вступило в свои права, увлекло ламповцев на дачные участки, отправило в дальние и ближние путешествия; другим же, испугавшимся ненастной погоды, предоставило возможность наслаждаться в городском пространстве праздничными мероприятиями. А их в столичном регионе было организовано предостаточно! Охватить всё было более чем трудно! Мы не будем фиксировать внимание на масштабных празднествах, осуществленных московским правительством, местными органами власти – на многих из них побывали члены Клуба, проведя прекрасные часы на улицах, парках, садах города. Остановимся на событиях, к которым мы были причастны в организационном плане - мы оповещали, привлекали к участию наших одноклубников в конференциях, экскурсиям, вернисажам и т.п.

    Мы рекомендовали нашим друзьям участвовать в праздничных днях, организованных любимым музеем А.С. Пушкина – «Пушкинский день России». Сейчас вспоминаем концерт, состоявшийся во дворе Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате. В нём приняли участие и концертное филармоническое объединение «Москонцерт», и Литературно-драматическая мастерская «Москонцерт», и ансамбль гусляров «Волшебные струны», и другие мастера искусств.

    6 июня, в 218 годовщину со дня рождения великого поэта, не прекращались действа, посвященные этой дате. Днём на Пречистенке был дан концерт для детей «Там будет бал, там детский праздник», осуществлённый силами Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Затем состоялся концерт мастеров искусств с участием оркестра “Antonio-orchestro”, известных чтецов и декламаторов. Небезынтересной оказалась встреча с представителем династии промышленников-кондитеров Абрикосовых «”Шоколадная жизнь” пушкинской Москвы». В Доме-музее В.Л. Пушкина прошел вечер поэзии «Живу ещё для муз…».

    Незабываемым остался в памяти вечер, проведенный в Гостиной Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Анатольевич Богатырев, постоянный радетель отечественной культуры, и на сей раз с присущим ему тактом провел собрание из цикла «Сохраняя культурное наследие России», посвященное Николаю Васильевичу Вырубову – личности до последних лет более известной за рубежом, нежели на его родине, России. Представитель рода Рюриковичей (по линии ярославских князей), был одним из одиннадцати русских эмигрантов, примкнувших к деголевскому движению; во время войны участник Первой дивизии военных сил свободной Франции был дважды ранен в 1944 году. “Русский герой Франции“ немало свершивший на благо своей второй родины, был отмечен за заслуги многими почётными орденами Франции (в том числе Орденом Почетного легиона). В 1966 году возглавил созданный его отцом в 1923 году Российский земско-городской Комитет помощи соотечественникам за границей. Последнего русского кавалера Ордена Освобождения не стало 13 августа 2009 года в возрасте 94 лет. Подробности жизни нашего зарубежного соотечественника представлены в книге, изданной стараниями его родственника князя Никиты Лобанова-Ростовского. Первый заместитель председателя Международного совета российских соотечественников, почётный член Российской академии художеств, необыкновенная личность с необыкновенной судьбой Никита Дмитриевич на протяжении десятилетий занимается благотворительностью в пользу нашего Отечества. “Self-made” Рюрикович стал легендарной личностью среди коллекционеров, пробудил во всем мире интерес к русской культуре начала ХХ века; о его бесценных дарах музеям нашей страны можно говорить бесконечно; следует упомянуть и о великолепных экспозициях, устраиваемых им в российских музеях; о причастности к созданию журнала «Наше наследие». Дополним и то, что, на презентации книги о Н.В. Вырубове была представлена только что вышедшая книга Н.Д. Лобанова-Ростовского «Рюрикович в ХХ1 веке» - продолжение предыдущей «Рюриковичи в эмиграции». К сожалению, помимо научных сотрудников, музейных сотрудников, непосредственно принимавших участие в научном форуме, лиц, посещающих заседания Клуба, было всего несколько человек. Не оставляем надежду на то, что одно из заседаний Клуба будет посвящено выдающимся зарубежным соотечественникам.

    Одна из встреч в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына подарила нескольким членам Клуба «Зелёная лампа Арбата» возможность открыть для себя новую фигуру в русской культуре. «Неизвестный Бенуа», «Туркестанский Бенуа» предстал в рассказе Эдуарда Жданова, как неординарный архитектор, создавший на востоке российской империи немало достойных сооружений. Дворец Великого князя Николая Константиновича, дворец эмира бухарского, здания евангелистской лютеранской церкви, ташкентской мужской гимназии, учительской семинарии, постройки для влиятельных частных лиц – деяния ранее неизвестного для нас представителя знаменитого рода Бенуа. Алексей Леонтьевич Бенуа (1838-1902), достойный член талантливого семейства Бенуа, после учёбы в Императорской академии художеств на протяжении всей своей жизни способствовал развитию и процветанию новых российских земель. По словам исследователя в его творчестве достаточно “белых пятен“ – многие аспекты деятельности архитектора либо не сохранились, либо их явно недостаточно для получения полного представления о творчестве неординарного деятеля культуры. Архивные данные так же, как и сведения, полученные от представителей потомков рода Бенуа, мало способствовали выявлению полной картины широкомасштабной деятельности художника, принимавшего активное участие в освоения восточной окраины имперской страны. Следует отметить, что Алексей Леонидович, помимо архитектурных свершений, принимал участие в противоселевых мероприятиях, воздвижении дамб, укреплении берегов горных потоков, парковом строительстве во вновь приобретенном крае. Выше были приведены примеры созданных архитектором работ. Обращает внимание то, что он широко и успешно использовал в постройках применение разнообразных стилей. Так, при воплощении в жизнь проекта дворца эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-хана использован причудливый мавританский стиль; дворца Великого князя Николая Константиновича – романский стиль (кстати, в плане этого здания прослеживается силуэт двуглавого орла). В проекте лютеранской кирхи использованы мотивы прибалтийской готики. Интересна структура здания железнодорожного вокзала в Красноводске; так же многогранны по стилям архитектурные проекты многочисленных культовых сооружений. В историю вошло сооружение, разработанного Бенуа проекта входных ворот к выставке, приуроченной к 25-летию присоединения Ташкента к России; тогда же им были созданы планы ряда выставочных павильонов. Взволнованный доклад Эдуарда Георгиевича Жданова позволил не только ознакомиться с творчеством «неизвестного Бенуа», но и осознать детали жизни колониальной окраины России тех времён.

    На вернисаже в любимой нами галерее Art-Story ламповцы соприкоснулись с творчеством ещё одного художника и певца Востока. Экспозиция под названием «Александр Кедрин. Сад ветров» позволяет ознакомиться с разными этапами творческого пути художника, тесно связанного по жизни с далёкой от нас страны. Родившийся и проживший в Ташкенте многие годы Александр Кедрин много занимался прикладным искусством, позволившим ему найти своё, особое, видение жизни, своё место в ней. Рельефы, мозаики и панно в восточном стиле керамиста А. Кедрова по сию пору украшают архитектурные объекты разных городов бывшей советской страны. Моменталист и живописец Кедрин удачно сочетает традиционную культуру Востока с западным искусством. Живущий с 1995 года в Америке мастер привёз на выставку в Москве работы с разными сюжетными композициями, картины с яркими абстракциями. Именно в абстракции, беспредметной живописи художник видит вершину в развитии своего творчества. По его мнению - именно абстрактная форма является концентрированным выражением сущности любой идеи. «Живопись – это надрациональный способ самопознания, как у Миро, Кандинского, Пикассо. Впрочем, есть и другой способ, менее мне близкий: это самовыражение, как у Поллока, Уорхола, Малевича, и московских художников группы Белютина».

    Надо подчеркнуть, что становления Кедрина-художника произошло под влиянием его отца, ученика Николая Гумилёва, известного петербургского графика Вениамина Кедрина; его дядюшки, известного неординарного поэта Дмитрия Келрина; позднее – искусствоведов Александра Волкова, Михаила Курзина, Надежды Кашиной, поэтов Эрика Булатова, Евгения Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, других мэтров андерграунда. В итоге, своеобразные, большие и малые, полотна следует смотреть, возвращаясь к ним вновь и вновь, дабы понять и ощутить силу притяжение этих работ.

    Выставка продлится до 26 июля.

    Валерия Португалова


    Ответить Подписаться