• ​Подвиг Вены. Новогодний концерт 2021


    Новогодний концерт 2021 г. я оценил, как подвиг Вены.

    Подвиг в нескольких отношениях.

    Прежде всего, я испытал шок, когда увидел легендарный Золотой зал Венской филармонии, по традиции «обвитый» розами и орхидеями из Сан-Ремо, но пустой.

    Я испытал шок, сидя за компьютером.

    Что же должны были испытывать музыканты, привыкшие к ощущению зала, заполненного публикой?!

    Тем не менее, Филармонический оркестр Вены играл со своим неизменным блеском, хотя, по-моему, более минорно, чем обычно.

    Так, во всяком случае, для меня 1 января 2021 г. прозвучал «Императорский вальс».

    Мне показалось, что ситуацию отчасти сглаживал маэстро Рикардо Мути, который вел Новогодний концерт из Вены в 6й раз. Надо уточнить статистику, вел ли кто-то большее количество Новогодних концертов Венской филармонии, но это один из самых больших таких опытов, а он был необходим в этих особых условиях.

    Личность маэстро Мути явно превалировала в этом концерте – и в выборе репертуара, и в исполнении.

    В исполнении явно проявлялась свойственная маэстро патетичная грандиозность. Особенно это проявилось в «Голубом Дунае», который в этот раз прозвучал едва ли не как Атлантический океан. Я думаю, это был вызов, или, точнее, ответ Венской Филармонии и маэстро Мути трагическим перипетиям пандемии, буквально приблизившие это выступление к военным – пушки стреляют, но музы не молчат!

    Может быть, в звучании Новогоднего концерта 2021 г. немного не хватало импрессионизма, но обстановка, буквально приблизившаяся к боевой, естественно потребовала патетики. Импрессионизм прозвучал в открывшей 2е отделение увертюре Ф. фон Зуппе «Поэт и крестьянин» в изумительных соло гобоя и виолончели. Когда-то автору этих заметок посчастливилось попасть на репетицию в Москве под руководством маэстро Мути «Дона Паскуале» Доницетти. На этой репетиции так же проникновенно гобой звучал в увертюре, ведя тему Серенады Эрнесто из 3-го акта этой гениальной оперы.

    Как обычно, очаровательно прозвучала полька с двойным названием «В лесу Павловска» - «В лесу Крапфенвальда». Под кукование кукушки и трели соловья операторы с удовольствием выискивали фигурки птиц, заботливо спрятанные среди букетов роз и орхидей.

    По-моему, органичнее всего маэстро Мути провел Кадриль И. Штрауса-сына по мотивам итальянских опер, я с удовольствием слушал танцевальную композицию из мелодий «Травиаты» и «Риголетто».

    Возможно, итальянские пристрастия маэстро Мути определили включение в Новогодний концерт 2021 г. Венецианский галоп Штрауса – отца. Я в очередной раз задумался над абстрактным вопросом: почему блестящие итальянские интерпретаторы музыки семьи Штраусов Мути и Мастранджело не пытаются реанимировать итальянские оперетты Штрауса– сына «Карнавал в Риме» и «Веселую войну» и «пограничного» «Принца Мефусалема» (с принцессой Пульчинеллой) с их великолепными эпическими хорами? Вопрос повисает в воздухе.

    Вопрос не праздный: в 2025 г. мир будет праздновать 200летие рождения Иоганна Штрауса-сына. Я очень надеюсь, что подготовка уже идет, и юбилей будет включать сюрпризы.

    Штраус-сын прекрасно выступал в Италии, этой чудесной стране посвящены его изумительные вальсы «Там, где цветут лимоны» и «Цветы Мирты»; может быть, когда-нибудь будет организован концерт именно из итальянских произведение семьи Штраусов, или итальяно-испанских, включая не только Венецианский галоп Штрауса-отца (отчасти предвосхищающий «Ночь в Венеции» сына), но и его блестящую «Качучу», предвосхищающую «Кружевной платок Королевы» наследника.

    По-моему, определенные ремарки в отношении «итальянского или итало-испанского уклона» представили два номера Новогоднего концерта 2021 г., забавно обрамлявшие программу: открывший концерт Марш из «Фатиницы» Ф. фон Зуппе и завершивший официальную программу галоп «Быстрый в танцах и в любви» из оперетты Штрауса-сына «Кружевной платок Королевы» (по недоразумению названный полькой-мазуркой).

    При большом наборе произведений, прозвучавших на 6 Новогодних концертах из Вены под руководством маэстро Мути, мое самое любимое произведение Штрауса-сына в исполнении маэстро Мути – увертюра к оперетте «Кружевной платок Королевы» с невероятно торжественным чисто испанским маршем, который в основном действии звучит в финале 2-го акта. Я был очень приятно удивлен, услышав блестящий, очень испанский галоп, при исполнении которого я каждый раз представляю себе комическую корриду.

    Интересные размышления вызвало начало Новогоднего концерта 2021 г. маршем из «Фатиницы» Ф. фон Зуппе.

    Во-первых, сам Ф. фон Зуппе – не просто родоначальник венской оперетты, но дальний родственник Г.Доницетти, пользовавшийся возможностью получать уроки одного из главных гениев итальянской оперы. Возможно, это сказалось, в том числе, и на судьбе марша из «Фатиницы», который в несколько переделанном виде был включен в «большую итальянскую» оперетту «Бокаччо». Совершенно очаровательно звучал старейший перевод текста этого марша на русский язык: «Мы не утратили/ Любви огонь святой! / Пусть обыватели/ Идут на нас войной!»! Совершенно в стиле Бокаччо!

    Но марш из «Фатиницы» на Новогоднем концерте 2021 г. вызвал еще один ряд ассоциаций, связанный с содержанием этой оперетты.

    В России эту оперетту знают плохо, а жаль, потому что эта оперетта посвящена России, в опереточном комическом варианте, но все же. В современном русском театре оперетты «Фатиницу» перекрывает изумительная «Донья Жуанитта», основу действия обеих «больших» оперетт составляет близкая фабула: юноша – разведчик переодевается девушкой. «Фатиница» имеет свои особенности, частично – фантастические с точки

    зрения истории. Действие «Фатиницы» происходит во время Войны за освобождение Болгарии под руководством Скобелева. В «Фатинице» к некоему генералу приезжает на передовую дочь, и некий шустрый поручик уводит ее для романтики на свидание в горы. Но в горах девушку с удовольствием похищают нечестивые турки! Юноша отправляется на поиски девушки и узнает, что она попала в гарем Султана. Юноша переодевается девушкой и под именем Фатиницы проникает в гарем. Оперетта завершается совершенно фантастически: через гарем поручик Фатиница поднимает восстание в Стамбуле, и под этот марш в столицу Турции (а до Турции столицу Византии) вступали русские освободительные войска!

    Русско-болгарский марш из «Фатиницы» на Новогоднем концерте 2021 г. – музыкальный привет Российской Федерации как одному из лидеров борьбы с пандемией? На эти мысли наводит включение в Новогодний концерт 2021 г. еще одного русского произведения Штрауса-сына «Нико-галоп», посвященного племяннику вдовы А.С. Грибоедова Н. Чавчавадзе. Этот галоп «завез в РФ» маэстро Питер Гут; исследователи уже обратили внимание на то, что одна из главных его тем предвосхищает «Расцветали яблони и груши …» М. Блантера. Возможно, это мотив старой казачьей песни, которую Штраус-сын слышал в Петербурге.

    Тарантелл «Фуриозо»

    Итальянские мотивы балета и Фанни Эйслер.

    Мне после блестящего концерта было странно слышать трансляцию онлайн аплодисментов зарегистрировавшихся зрителей.

    Но это заставляет задуматься о том, что такой вариант концерта онлайн без зрителей в зале – вариант исполнения будущего, в том числе исполнения классической музыки.

    Время покажет…

    Сергей Сергеев

    Reply Follow