• Уходит Эпоха

    Валентин Гафт. Кадр из фильма Здравствуйте, я ваша тетя

    Умер Валентин Гафт. Уходит Эпоха.

    На финише перед Новым годом умер самый парадоксальный артист советской и пост-советской второй половины ХХ в. – умер Валентин Гафт.

    У этого актера была странная ситуация флибустьера – искателя сокровищ – Летучего Голландца.

    Его талант признавали, но, блистательно сыграв что-то, он уходил (иногда «по собственному желанию» очередного «пана директора»).

    Александр Калягин как-то вспоминал, как они с Гафтом попали в «Современник», перенабитый звездами, оказались в хвосте очереди на роли, и в «На дне», разобранном между «основателями», изображали на нарах массовку в ночлежке.

    Это было уже после того, как В.Гафт буквально промелькнул в «Отелло» у Эфроса и в может быть лучшей своей роли, из которой ему пришлось сразу уйти – сегодня мало кто помнит, что именно Гафт был первый Альмавива в легендарном спектакле Сатиры «Женитьба Фигаро». По воспоминаниям, именно он был истинный охотник, от которого все время ускользает дичь.

    Некоторым его ролям фантастически не везло – например первой экранизации «Мастера и Маргариты», при том, что судьба второй экранизации, в которой он блистательно сыграл вариант «от автора», была вполне благополучной. Человек в черном стал ремаркой авторов второй экранизации романа, ему были переданы значительные куски авторского текста, но этот персонаж стал образом эпохи, которая по мнению многих была для Булгакова так ужасна, что он ждал «пришествия». Мне безумно жалко первый вариант экранизации «Мастера и Маргариты», потому что там была феноменальная Маргарита – Анастасия Вертинская.

    Несколько раз судьба сводила Валентина Гафта на одной площадке с Михаилом Казаковым, которого Гафт фактически заменил в «Современнике». Это началось еще в их совместном первом фильме «Убийство на улице Данте», ставшем шлягером 1950х гг. Казаков сыграл главную «молодежную» роль, Гафт – эпизод.

    Триумф этого партнерства – парадоксы фильма «Здравствуйте, я Ваша тетя!»!

    Казаков, внешне более элегантный, позволяет себе более открытую буффонаду. Гафт играет «истинного дворецкого», он внешне более сдержан, но его «геги» поднимаются до уровня философии Космоса.

    Возможно, судьба Гафта – именно обретение только со временем этого философского уровня и осознание в нем своей темы флибустьера – темы внутренней свободы.

    Иногда он попадал на «чужие» роли для других, это происходит сплошь и рядом.

    Один из лучших фильмов Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» готовился для Георгия Буркова и должен был стать «звездным часом звезды эпизодов». Не случилось. Президентом свалки стал Валентин Гафт – стал так, что без него невозможно представить этот великий по силе трагизма фильм. Конечно, Бурков сыграл бы иначе, фильм получил бы другие акценты, но Гафт потрясающе с первых кадров ведет тему веры Президента свалки в Спасение. В одном отношении, я думаю, «Небеса обетованные» с приходом Гафта выиграли очень существенно. Я думаю, Буркову было бы тяжело выдержать дуэт с Л.Броневым – Полковником, Гафт выдержал это партнерство идеально.

    Из моих любимых работ Валентина Гафта хочу напомнить «Архипелаг Лемуан». Тоже куча звезд, которые удивительно органично дополняют друг друга, изумительный дуэт с Аллой Будницкой, невероятное сочетание у их персонажей элегантности, парадоксальности и внутренней свободы вплоть до чистого бродяжничества (парадоксальное сочетание образов князя Бореску и Президента свалки).

    Внутренняя свобода парадоксально нашла выход в легендарных эпиграммах Валентина Гафта, всегда жестких и очень точных.

    По некоторым сведениям, он очень любил жанр оперетты – но не считал себя настолько музыкальным, чтобы выступать в нем «в чистом виде». Жаль, что вовремя никто не предложил сделать концертный вариант «Кабаре» с Гафтом – Конферансье.

    Того, что осталось, хватило бы на несколько жизней.

    Светлая память Великому Артисту!

    Сергей Сергеев

    Reply Follow