• Старое Ваганьково

    Лопяло К.К. Церковь Благовещения на Старом Ваганькове (реконструкция). Середина XX века


    Староваганьковский переулок находится в районе Арбат между улицами Воздвиженкой и Знаменкой. Местность эта занята была великокняжеским селом Ваганьковым, впоследствии ставшим частью Москвы. Существует несколько версий происхождения названия села. Согласно словарю В.И. Даля слово "ваганиться" означает "баловать", "шалить", "играть", "шутить". П.В. Сытин в книге "Откуда произошли названия улиц Москвы" сообщает: "Переулок известен с 1446 года. Назывался по жившим здесь в XV-XVI веках скоморохам и псарям, которые "ваганили" (потешали) царя и бояр. В начале XVII века переулок назывался Шуйским по дому боярина Шуйского, стоявшему на месте современной Российской Государственной библиотеки (бывш. им. Ленина). В XVII-XVIII веках назывался Благовещенским по стоявшей в середине его церкви".
    С.К. Романюк предлагает другое толкование топонима Ваганьково: "Логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товаров, который назывался "ваганным". В жалованной грамоте конца XV века на право беспошлинной торговли было написано: "А коли с чем пошлют, с каким товаром или чего купят себе, ино им с того товару не надобе мыт… ни померное, ни побережное, ни ваганное". Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование "Ваганьково". Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганьково находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появления заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась "ваганная" пошлина".
    В XV веке жена великого князя Василия I Софья Витовтовна построила в Ваганькове загородный дворец. При Василии II на месте церкви святителя Николая существовал Николаевский монастырь, участок земли для которого подарил сам великий князь. Василий II помнил, что перед Куликовской битвой в знак ободрения благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В Ваганькове, как великокняжеском селе, был построен Государев двор. При Василии III, предположительно в 1531 году, здесь возвели каменную церковь Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Храм стоял на высоком белокаменном подклете и был сложен из маломерного кирпича, который называют "алевизовским" по имени знаменитого архитектора Алевиза Фрязина - создателя Архангельского собора в Кремле. В некоторых источниках Алевиз Фрязин указывается архитектором Никольской церкви, но никаких реальных доказательств этому нет. В XVI веке храм сначала назывался "святителя Николая у Государева двора", а потом - "святителя Николая у нового Государева двора".
    В середине XVII века обветшавший храм святителя Николая разобрали до подклета. На его месте, включив подклет в объем, построили новую каменную церковь. В 1690-х годах к северу от Никольского храма построили маленькую придельную церковь во имя Сорока Севастийских мучеников - воинов, пострадавших за христианскую веру в 320 году.
    В 1782 году с запада к Никольской церкви пристроили колокольню. В конце XVIII века на Ваганьковском холме - месте, где когда-то находился загородный дворец Софьи Витовтовны, выдающимся московским архитектором В.И. Баженовым был построен дом для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П.Е. Пашкова, ставший одним из символов Москвы. Князь П.А. Вяземский вспоминал: "А дом Пашкова на Моховой? Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком. На горе, отличающийся самобытною архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как бывало ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом".
    Из-за строительства усадебных корпусов в 1792 году пришлось разобрать церковь Сорока Севастийских мучеников. На ее месте поставили камень со знаком Креста, а оставшийся кирпич был использован для возведения церковной ограды. Никольская церковь, разграбленная во время нашествия французов, сильно обветшала, потеряла самостоятельность и стала домовой церковью. Главный храм был заново освящен в 1814 году, тогда как Сергиевский придел оставался неосвященным в течение тридцати лет. В 1842 году разобрали колокольню. В это время в доме Пашкова разместился Дворянский институт - сословное учебное заведение для детей московских дворян, готовящихся получать образование в университете. В 1849 году Дворянский институт в доме Пашкова сменила четвертая мужская гимназия, а в 1862 году здание на Ваганьковском холме занял Румянцевский музей. В течение нескольких десятилетий храм святителя Николая в Старом Ваганькове оставался домовым храмом этих учреждений. Во второй половине XIX века церковь даже называли "музейской".
    С Никольской церковью связано имя великого русского писателя Н.В. Гоголя. Публицист Н.А. Головкин сообщает: Гоголь регулярно посещал храмы Москвы. К примеру, за домом Пашкова и поныне сохранился храм Святителя и Чудотворца Николая в Старом Ваганькове, построенный в XVI столетии. В 40-х годах XIX века в доме Пашкова располагался Дворянский институт. Его воспитанники свидетельствовали, что не один раз храм посещал Николай Васильевич. Вместе с ними он слушал Пасхальную заутреню, стоял у клироса рядом с Погодиным".
    Новый этап в истории Никольской церкви начался в 1896 году, когда настоятелем храма стал священник Леонид Чичагов - будущий митрополит Серафим, прославленный в лике святых. На принятие священного сана его благословил сам праведный отец Иоанн Кронштадтский, который предсказал своему духовному чаду великое будущее на поприще служения Христу. Отец Леонид со свойственной ему энергией, большею частью на свои средства, принялся реставрировать церковь святителя Николая. После смерти жены Леонид Михайлович в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг с именем Серафим. Прихожане Никольского храма долго помнили своего настоятеля. Внучка владыки Серафима, настоятельница Новодевичьего монастыря, игуменья Серафима в житии митрополита отмечает: "Отличаясь разносторонними талантами, владыка все их претворял в жизни во славу Божию. Его военные подвиги, литературная деятельность, организаторские способности, направленные на укрепление веры, возрождение приходов, восстановление порядка в церквах и монастырях, его проповедничество - все служило Богу".
    В 1902 г. был увеличен придел и расширен старый притвор, над которым возвели открытую звонницу псковского типа, сохранившуюся до наших дней. В 1920-х годах из храма вывезли иконы, кресты спилили, колокола сбросили и разбили, в звоннице заложили проемы. Церковь была закрыта, а здание отдано Ленинской библиотеке под склад и другие нужды. В 1980-х годах в Никольском храме начинается реставрация, к 1990 году восстановили главы на церкви и звоннице. В 1992 году храм вернули верующим, в 1993 году церковь святителя Николая заново освятили.
    Сегодня Никольский храм полностью восстановлен, в нем сформировалась крепкая община, которая ведет активную деятельность. При Никольской церкви открыты детская воскресная школа "Светоч" и молодежный клуб, в котором собираются для общения находящиеся в духовном поиске молодые люди.
    Скромная церковь святителя Николая в Старом Ваганькове окружена зданиями более позднего времени - домом Пашкова и РГБ. Внутренний двор храма настолько мал, что непонятно, как на нем умещаются хозяйственные пристройки. Вот бы не знать о существовании Никольской церкви и случайно обнаружить ее, гуляя по центру Москвы! Это событие стало бы настоящим открытием, пусть и локального характера. Типичный для московской архитектуры восьмерик на четверике имеет неповторимый вид, потому что церковь сложилась в несколько строительных периодов. Белокаменный подклет XVI века, немного вытянутый с севера на юг четверик XVII века, скромный, почти лишенный декора восьмерик XVIII века, завершенный главкой на восьмигранном барабане, и звонница в псевдорусском стиле XIX века - многовековую историю храма можно изучать прямо в церковном дворе. А это, уж поверьте, гораздо интереснее пыльных архивов!
    Денис Дроздов, Клуб пешеходных экскурсий
    "Шагаю по Москве"

    Reply Follow