• Литературный музей А.С. Пушкина (Вильнюс) в гостях на Арбате, 53

    1987. Арбат, 53. Музей А.С.Пушкина. Фото А. Гидиримского

    В любимом арбатцами Государственном музее А.С. Пушкина (Арбат, 53) прошёл несколько необычный вечер – гостями Дома оказались сотрудники литературного музея А.С. Пушкина в Вильнюсе.

    Предвосхитим рассказ о встрече сообщением о том, что 14 февраля отмечали 100-летие восстановления Литовской государственности. Торжества проводились не только в союзном государстве, но и некоторых городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде. В Петербурге, помимо официальных встреч, в Шереметевском дворце на набережной реки Фонтанки была открыта знаковая выставка «Литва Мстислава Добужинского». В Москве в готическом зале Дома архитектора так же провели встречу общественности с представителями посольства Литовского государства.

    В арбатском доме Пушкина, первом его семейном приюте, собравшиеся пушкинисты, сотрудники музея, литераторы, члены общественных организаций тепло встретили Чрезвычайного и Полномочного Посла Литовской Республики Ремигиюса Мотузаса, других членов Посольства, представленных открывавшим вечер директором Государственного музея А.С. Пушкина Евгением Анатольевичем Богатырёвым. Господин Посол, в свою очередь, после тёплых слов в адрес хозяев дома, подчеркнул роль русской культуры, многих её представителей, в частности А.С. Пушкина, в мировом социуме. Поэтому, по словам Посла, население столицы Литовской Республики сохраняет и чтит память великого поэта, создав очаг русской культуры - Государственный литературный музей его имени. После торжественной части открытия заседания директор московского Музея А.С Пушкина Богатырёв Е.А. и Надежда Петраускене, директор Вильнюсского литературного музея А.С. Пушкина подписали двухсторонний договор о научном сотрудничестве этих двух учреждений культуры. Видный деятель русской общины Литвы, член Совета при Департаменте национальных меньшинств при Правительстве Литовской Республики, директор Музея Н. Петраускене и её научная сотрудница подробно и очень красочно описали пути становления музея, его развития и настоящее его положение.

    Несомненно, следует подчеркнуть, что создание музея связано с именем младшего сына Александра Сергеевича Пушкина – Григорием Александровичем (сам поэт в этих местах не бывал). Григорий Александрович, родившийся в 1835 году в Санкт-Петербурге, получил военное образование, поступил в привилегированный лейб-гвардии Конный полк, успешно служил, в 1865 году вышел в отставку. Через некоторое время переселился на тридцать лет в родовое имение Михайловское, где старался сохранять память о своём великом отце. Собранные рукописи поэта, издания поэта, книги из отцовской библиотеки, ряд вещей Григорий Александрович передал Румянцевскому музею в Москве; получили мемориальные подарки Царскосельский Лицей, Пушкинский дом, друзья. В стремлении сохранить память о А.С. Пушкине, в 1899 году Российской Императорской академии было продано родовое имение Михайловское. После этого, в 1899 году Григорий Александрович вместе со своей супругой, Варварой Алексеевной, перебираются в Маркучяй – имение, подаренное отцом супруги, инженер-генералом Алексеем Петровичем Мельниковым, в качестве приданого. Имение находилось далеко за окраиной Вильно, и лишь в 1910 году вошло в черту города. И, тем не менее, супруги участвовали в общественной жизни города, занимались благотворительностью. Несмотря на многие лишения, после смерти мужа, Варвара Алексеевна до конца дней своих прилагала все усилия на сохранение реликвий, связанных с жизнью А.С. Пушкина; неустанно заботилась о превращении дома усадьбы Маркучяй в дом памяти об отце мужа, Александре Сергеевиче Пушкине. Это веление сердца удалось воплотить в жизнь весьма нескоро, ибо наступали тяжёлые времена перемен, многочисленных изменений привычного уклада, правительственного строя (и не одного). С подробностями создания Государственного литературного музея им. А.С. Пушкина можно было ознакомиться и в кратком путеводителе, преподнесенном сотрудниками Музея. Привлек внимание слушателей несомненный интерес работников музея к проводимой ими научной работе, новым творческим изысканиям.

    Заслушав интересные сообщения о ранее неизвестном очаге русской культуры в сопредельном государстве, у многих, после приглашения новых друзей, появилось желание ознакомиться с ним.

    Валерия Португалова, "Зелёная лампа Арбата"

    Ответить Подписаться