В правительство Москвы направлено обращение общественности "Проект переименований ряда станций Московского метро". Автор - Владимир Хохлов. В настоящее время под обращением идёт сбор подписей.
Вот как обосновывает автор необходимость переименования:
В частности, в Москве много случаев, где на пару разных станций приходится одно название.
Это значительно затрудняет обозначение места встреч и создаёт значительную путаницу, когда приходится уточнять, о какой конкретно станции идёт речь.
Отдельно можно отметить пересадочные узлы между Кольцевой, Арбатско-Покровской и Люблинско-Дмитровской линиями и между Кольцевой, Таганско-Краснопресненской и Калининской линиями: в обоих случаях на три станции приходится два названия ("Курская" и "Чкаловская" в первом случае и "Таганская" и "Марксистская" во втором). Это создаёт значительную путаницу для пассажиров. Например, при остановке на станции "Таганская" Таганско-Краснопресненской линии объявление перехода звучит как "Переход к поездам кольцевой линии и станции "Марксистская"", что может быть воспринято как кросс-платформенная пересадка.
Также можно вспомнить две станции "Смоленская" и две станции "Арбатская" в московском метро, между которыми нет перехода с одной станции на другую с аналогичным названием. Туристы на "Арбатской" Филёвской линии, ищущие переход на "Библиотеку имени Ленина", вошли в городские предания. Между прочим, путь от одной станции до другой составляет чуть менее десяти минут и включает одну пересадку.
Важно отметить, что предлагаемое переименование не несёт никакой политики и не предлагает уничтожение каких-либо топонимов. Переименование несёт одну цель: устранение путаницы в названиях. Например, переименование станции "Комсомольская" Кольцевой линии не затрагивает станцию с таким же названием на Сокольнической линии. Таким образом, Москва не потеряет ни одного исторического названия.
После переименования отпадёт необходимость в уточнении линии при указании станции (например, ниже) — все станции будут носить уникальные названия.
Это в свою очередь позволит отличать обычную пересадку от кросс-платформенной (именно поэтому переименование одной платформы из пар "Китай-город", "Третьяковская", "Каширская" и "Кунцевская" нецелесообразно).
Автор предлагает в первую очередь реализовать "программу-минимум":
Переименование одной "Арбатской", "Смоленской", "Курской" и "Таганской".
Программа максимум такая:
Переименование всех станций, имеющих одноимённую и не имеющих кросс-платформенную пересадку на неё.
Ссписок проектов переименований с комментариями. Названия могут быть изменены по результатам конкурса и являются предложениями автора для иллюстрации идеи.
1. "Арбатская" (АПЛ) → "Воздвиженка" — выход со станции метро "Арбатская" реализован именно на Воздвиженку, до Нового Арбата (до Старого — тем более) необходимо идти.
2. "Белорусская" (Кольцевая) → "Тверская застава" — выход со станции реализован на Площадь Тверской заставы.
3.1 "Киевская" (Кольцевая) → "Дорогомиловская" — в честь проходящей рядом одноимённой улицы.
3.2 "Киевская" (ФЛ) → "Площадь Европы" — в честь расположенной рядом одноимённой площади.
4. "Комсомольская" (Кольцевая) → "Каланчёвская"/"Площадь трёх вокзалов"/"Проспект академика Сахарова" — в честь расположенных рядом улиц и народного названия площади.
5. "Курская" (АПЛ) → "Земляной вал" — в честь проходящей рядом одноимённой улицы.
6. "Октябрьская" (КРЛ) → "Крымский вал" — в своё время эта станция уже носила вполне логичное имя "Калужская", сейчас занятое другой станцией. Предлагаемое название в честь близлежащей рядом улицы. Минус названия — возможная путаница с "Крымским мостом" (см. №8), поэтому возможно переименование в станцию "Большая Якиманка".
7. "Павелецкая" (Кольцевая) → "Зацепский вал" — в честь проходящей рядом одноимённой улицы.
8. "Парк Культуры" (Кольцевая) → "Крымский мост" — в честь расположенного рядом Крымского моста.
9. "Проспект Мира" (КРЛ) → "Олимпийская" — в честь расположенного рядом СК "Олимпийский".
10. "Смоленская" (ФЛ) → "Новинский бульвар" — в честь проходящего рядом Новинского бульвара.
11. "Таганская" (Кольцевая) → "Высоцкая" — в честь расположенного рядом Театра на Таганке, в котором работал В. С. Высоцкий — это, кроме всего прочего, решает проблему отсутствия в Москве топонимов в его честь, этот вопрос регулярно поднимается в СМИ.
Во всех случаях станция выбрана по принципу территориальной близости, когда из двух переименовывающихся станций одна находится ближе к объекту.
В случаях № 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 станция выбрана по принципу исторической ценности — название меняет более новая станция.