• Серафим (Чичагов), православный святой

    Священномученик Серафим (Чичагов) - в миру Леонид Михайлович Чичагов - родился 9 (21) января 1856 в Санкт-Петербурге в семье офицера. Дворянин. Русский.

    Отец — Михаил Никифорович Чичагов (1819-1866), генерал-майор артиллерии.

    Мать — Мария Николаевна Чичагова, писательница.

    • Учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии.
    • 1875 г. - окончил по первому разряду Пажеский корпус.
      • Святой Серафим: "Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины".
    • Окончил Михайловскую артиллерийскую академию.
    • В 1875 году — поступил в чине подпоручика в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду, в связи с её упразднением переведён в 5-ю конно-артиллерийскую бригаду. Был прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады.
    • В 1876 году — прапорщик, затем подпоручик 1-й Его Величества батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады.
    • В 1877—1878 годах участвовал в русско-турецкой войне.
    • 1878 г. — поручик
    • 1881 г. — штабс-капитан.
    • С 1880 года — адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова (генерал-фельдцейхмейстер командовал артиллерией российской армии).
    • В 1881 году был командирован во Францию на манёвры французских войск, изучал устройство французской артиллерии.
    • Принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащения болгарской армии.
    • В 1890 году уволен в отставку
    • С 1878 года был духовным чадом святого Иоанна Кронштадского, который благословил уйти с военной службы.
    • С 1881 года — староста Преображенского собора и ктитор Сергиевского всей Артиллерии собора в Санкт-Петербурге, в селе Клеменьеве самостоятельно изучал богословские науки. Интересовался проблемами народной медицины (автор системы лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая изложена им в фундаментальном труде "Медицинские беседы"). Кроме того, подготовил к публикации мемуары адмирала П. В. Чичагова.
    • 15 апреля 1890 г. - отправлен в отставку, после чего вместе с семьёй перебрался в Москву.
    • Семья поселилась в доме на Остоженке, 37. Здесь они прожили три года.
    • 1891 году "для сравнения со сверстниками" произведён в полковники
    • 26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двенадцати апостолов в Кремле рукоположен в сан диакона
    • 28 февраля 1893 г. рукоположен в сан священника Кремлевском Успенском кафедральном соборе
    • С февраля 1893 г. приписан к Кремлевской синодальной церкви Двенадцати Апостолов
    • На свои деньги реставрировал храм и основал при нём Общество Белого креста, имевшее целью помощь офицерским детям.
    • 1895 г. - овдовел
    • С 14 февраля 1896 года — священник храма свт. Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (ныне район Арбат), окормлял артиллерийские части Московского военного округа. До этого храм в течение тридцати лет был практически закрыт; святой не только восстановил храм (частью на собственные средства), но и благоукрасил и расписал его сам.
    • В 1896 году вышло в свет первое издание составленной им "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", значительная часть которой была посвящена деятельности Серафима Саровского. Посетил этот монастырь, где монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Позднее получил аудиенцию у Императора Николая II, передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.
    • 14 августа 1898 года пострижен в монашество с именем Серафим. Приписан был к братии Троице-Сергиевой Лавры
      1899-1904 г. - настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Занимался реставрацией монастыря, написал житие преподобного Евфимия. При нём было отремонтировано арестантское отделение (предназначавшееся для лиц духовного звания), для узников устроена библиотека, а некоторые из них освобождены по его ходатайству.
      В 1902 году по повелению Императора и определению Священного синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Написал житие преподобного, выпустил второе издание "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря". Был одним из организаторов церемонии прославления.
      С 14 февраля 1904 г. — настоятель Вoскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, за короткое время реставрировал Воскресенский собор этого монастыря.
    • 10 апреля 1905 года года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиротонисан в епископа Сухумского.
    • С 6 февраля 1906 года — епископ Орловский и Севский. При нём в епархии были учреждены церковно-приходские советы. Распространял среди духовенства духовную литературу, проводил частые собеседования, был известен своей благотворительностью. В 1907 стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами.
    • С 16 сентября 1908 года — епископ Кишинёвский и Хотинский.
    • 16 мая 1912 года возведён в сан архиепископа. Боролся с "иннокентьевщиной" — распространённым в епархии антицерковным движением.
    • В 1911 году был почётным председателем Всероссийского Съезда Русских Людей в Москве.
    • С 20 марта 1914 года — архиепископ Тверской и Кашинский; прибыл в Тверь 20 апреля 1914 года.
    • Во время период Первой мировой войны участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Собирал пожертвования для раненых воинов.
    • 29 февраля 1916 избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства. Входил в Правую группу, был членом комиссии по делам народного просвещения.
    • В 1917 году как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры.
    • Участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве.
    • С 17 сентября 1918 года — митрополит Варшавский и Привислинский; из-за германской оккупации Польши не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.
    • С 1920 года — в Москве, где служил в различных храмах.
    • 24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался "координировать — против русских трудящихся масс — за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса".
    • Арестован 21 сентября 1921 г., заключён в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел. 16 января 1922 года был освобождён.
    • 25 апреля 1922 года решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область.
    • В марте 1923 года выслан в Марийскую область.
    • 16 апреля 1924 года вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году.
    • 14 июля 1924 г. освобождён из-под стражи по ходатайству святителя Тихона, Патриарха Московского.
    • В Москве остаться власти запретили, также ему отказали в возможности поселиться в Серафимо-Дивеевском монастыре, он уехал на покой в деревню Шуи, где его приняли с радушием в Воскресенский Феодоровский монастырь.
    • В 1927 году признал власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — митрополита Сергия (Страгородского) и поддержал его декларацию
    • С 23 февраля 1928 года — митрополит Ленинградский и Гдовский. Боролся как с жуликами-обновленцами, так и с "правой" оппозицией митрополиту Сергию (Страгородскому) в лице весьма сильной в Санкт-Петрбурге партией иосифлян.
    • Первое богослужение в Санкт-Петербурге совершил 18 марта в Спасо-Преображенском соборе, где прежде был ктитором; последнее — там же 24 октября 1933 года.
    • В его управление Ленинградской епархией в Ленинграде состоялось первое массовое закрытие крупных приходских храмов (некоторые из них тут же большевики демонстративно варварски снесли), в феврале 1932 были арестованы, а затем высланы практически все монашествующие. В 1931 году целиком "безбожным" стал Кронштадт — все храмы города закрыли, всё духовенство выслали. При паспортизации городского населения не получил прописку в Санкт-Петербурге и был вынужден выехать в Тихвин.
    • 14 октября 1933 года уволен на покой.
    • 1933—1934 гг. - жил в Москве, некоторое время в Митрополичьем доме в Бауманском (Девкином) переулке.
    • Затем жил в посёлке Малаховке, снимая две комнаты. Сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией (уже после канонизации, в 1999 году было впервые публично исполнено его сочинение "Листки из музыкального дневника"). Большое внимание уделял церковному пению. Хорошо рисовал, занимался иконописью. Автор образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне, находящихся в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке.
    • 30 ноября 1937 года арестован, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности из-за тяжёлой болезни перевезти его в арестантской машине, в машине "скорой помощи". При аресте у него были изъяты рукопись второго тома "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.
    • На допросе 3 декабря отрицал, что "обрабатывал в антисоветском духе" своих почитателей. Один из свидетелей по его делу показал, что святой Серафим говорил: "Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует".
    • 7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в "контрреволюционной монархической агитации".
    • Казнен 11 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне, Московская область.
    • 10 ноября 1988 г. - реабилитирован.
    • В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как священномученик .

    Супруга (с 8 апреля 1879 года) — Наталия Николаевна Дохтурова, дочь камергера двора Его Императорского Величества. Скончалась в 1895 году.
    Дочери — Вера, Наталия, Леонида, Екатерина.

    Полковник

    Праздник святому Серафиму установлен 11 декабря (н.ст.)

    29 сентября 2011 года в Твери на Третьем Всероссийском съезде православных врачей имя святого Серафима было внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга

    О святом Серафиме его внучка, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря, игуменья Серафима: "Отличаясь разносторонними талантами, владыка все их претворял в жизни во славу Божию. Его военные подвиги, литературная деятельность, организаторские способности, направленные на укрепление веры, возрождение приходов, восстановление порядка в церквах и монастырях, его проповедничество – все служило Богу".

    Государственные награды:

    • орден св. Станислава II степени (1881)
    • орден св. Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы 13 декабря — 19 декабря 1877 года)
    • орден св. Анны I степени (1906) - "за организацию приходской жизни в епархии "
    • орден св. Анны II степени (1884)
    • орден св. Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем 3 января — 5 января 1878 года)
    • орден св. Анны IV степени с надписью "За храбрость" (за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877 года)
    • сабля с дарственной надписью от Императора (за осаду и взятие Плевны)
    • медали

    Награды других стран:

    • орден Христа Спасителя II степени - Греция
    • орден св. Александра "За гражданские заслуги" II степени (1896 ?) - Болгария
    • орден св. Александра III степени (1883) - Болгария
    • орден Данилы Первого IV степени (1882) - Черногория
    • Кавалерский крест ордена Почётного легиона (1882) - Франция
    • Железный крест (1883) - Румыния

    Сочинения:

    • Французская артиллерия в 1882 году // Артиллерийский журнал. — 1883. — № 6, 8.
    • Доблести русских воинов (описание из прошлой войны. Описание отдельных подвигов 1877—1878 гг.) Вып. I—II, изд. 3-е, СПб, 1891.
    • Дневник пребывания Императора Александра II в Дунайской армии 1877—1978 г. СПб, 1885; СПб, 1995.
    • Что служит основанием каждой науке. — М., 1890.
    • Медицинские беседы ч. I—II. М.1892. ч. III—IV. M. 1895.
    • Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. — М., 1896.
    • Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери. Летописный очерк. — М., 1899.
    • Житие преп. Серафима Саровского чудотворца СПб, 1903, 2-е изд.
    • Житие Ефимия преп. священно-архимандрита Суздальского чудотворца. — СПб., 1904.
    • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. М., 1896; СПб, 1903; Краснодар, 1991
    • В 1993 году в Санкт-Петербурге вышел в свет двухтомник
    • "Да будет воля Твоя", - СПБ., 1993 в 2-х томах
    • "Да будет воля Твоя", - М., 2003

    Память:

    • В декабре 2016 года в актовом зале бывшей Первой гимназии, где учился святой Серафим ныне школа № 321 (Санкт-Петербург), — мемориальная доска
    • Ежегодно в Удельнинской ДМШ проходит концерт духовной музыки, посвящённый памяти святого Серафима (Чичагов), на котором исполняются его произведения